До конца года в России появятся первые торгуемые на бирже фонды (Exchange Traded Funds, или ETF), сообщил руководитель управления регулирования и контроля ФСФР Александр Арефьев
РБК Daily 01.04.2013До конца года в России появятся первые торгуемые на бирже фонды (Exchange Traded Funds, или ETF), сообщил стране руководитель управления регулирования и контроля ФСФР Александр Арефьев. Правда, экс-руководитель службы Владимир Миловидов обещал их еще в 2010 году. Но в этот раз шансов на реализацию идеи больше: похоже, сначала начнут торговаться не доморощенные ETF (поправки в закон об инвестфондах приняли, но теперь не хватает подзаконных актов), а иностранные — Московская биржа ведет на этот счет переговоры с зарубежными управляющими компаниями. В перспективе будут сформированы и чисто российские.
Каждый раз, когда появляется повод вспомнить, что биржевые фонды существуют на свете (или что их нет в России), комментарии на эту тему сливаются в один большой панегирик во славу ETF. Это-де инструмент более прозрачный и удобный, чем ПИФы, и за ценой его следить проще, и издержки у покупателей ниже. О том, что на Московской бирже с появлением ETF, разумеется, вырастет ликвидность, даже напоминать не хочется — это уже общее место.
Источник оптимизма понятен: западный мир переживает настоящий бум биржевых фондов. Стоимость их активов превысила к началу года 2 трлн долл. Так почему бы ETF-буму не случиться у нас? А вот почему.
Паи ETF будут доступны любому участнику торгов — от пузатого западного инвестфонда до условной «продвинутой» пенсионерки из Челябинска, играющей голубыми фишками между чаепитиями. Но тут начинаются загвоздки. Ждать серьезного спроса на российские ETF со стороны зарубежных участников рынка наивно. Либо такие игроки будут покупать биржевые фонды на более привычных для них рынках, либо России нужно явить миру нечто совсем эксклюзивное, чтобы убедить его вкладывать деньги в местные ETF. А это сложно. На Западе в биржевые фонды уже «упаковано» все, что только можно, включая российские акции.
Мелких биржевых спекулянтов, для которых ETF могут стать очередной игрушкой благодаря возможности проводить арбитражные сделки, в России объективно мало. А те, что есть, больше любят ликвидные фьючерсы с их высокими кредитными плечами. С долгосрочными покупателями дело обстоит еще хуже. Если в Штатах армия частных инвесторов оценивается в 29% населения, в Германии — в 15%, то в России — 0,7% (данные НАУФОР). И едва ли это объясняется длиной списка ценных бумаг, допущенных к торгам. Из-за того что в нем появятся 10—20 новых строчек с названиями неких ETF, очереди к розничным брокерам не выстроятся. Проблема эта системная, и заключается она не столько в недостатке хороших финансовых инструментов на рынке, сколько в дефиците тех, кто готов хорошие инструменты приобретать.
Следующая категория потенциальных покупателей — российские коллективные инвесторы. На ПИФы особых надежд нет. Конструкция «фонд фондов» редко оправдывает свое существование. К тому же отечественные рыночные ПИФы с 2008 года остаются не в лучшей форме. Долгосрочные программы по страхованию жизни, подпитывающие деньгами западные рынки, в России по-прежнему воспринимаются как нечто с другой планеты. Пенсионные деньги? Будем реалистами: государственная управляющая компания, то есть могучий ВЭБ, вряд ли начнет покупать паи ETF в обозримом будущем, учитывая максимально консервативный характер ее инвестиционной декларации.
Остаются частные управляющие компании и НПФ. Им биржевые фонды действительно могли бы помочь улучшить диверсификацию вложений. Золото — надежный актив, но сейчас приходится изобретать хитрые схемы, чтобы инвестировать резервы НПФ в «золотые» ETF. Почему бы не позволить делать это напрямую? Только лучше инвестировать в западные маститые фонды, хоть это и политический вопрос. Они все-таки прошли проверку временем и доказали, что умеют повторять динамику своего базового актива, будь то золото или фондовый индекс — что угодно. Российские новорожденные ETF в этом смысле будут «черными ящиками». А еще плохо то, что инвестирование будущих пенсий в ETF — всего лишь крохотный аспект большой дискуссии о будущем российской пенсионной системы. Так что вряд ли стоит ждать легкого решения по этому вопросу.
По сути, доморощенные ETF гораздо нужнее будущим продавцам, чем покупателям. Золотой век для управляющих активами закончился с началом кризиса 2008-го и с тех пор никак не возобновится. Неудивительно, что отрасль хватается за любую соломинку, способную защитить ее от сползания в никуда. С традиционными продуктами для инвесторов по-прежнему не клеится: дошло до того, что маркетологи придумывают способы привлекать клиентов, не произнося аббревиатуру ПИФ, настолько нехорошие ассоциации оно у людей вызывает. Почему бы не попробовать с ETF — вдруг получится?
Российский рынок видел немало проектов, которые пытались привить искусственно и в отсутствие изначального спроса. Например, лоббировавшийся ММВБ интернет-трейдинг крупные брокеры когда-то не поддержали. Сейчас без него невозможно представить российский рынок. В другой раз большие надежды возлагались на торги иностранными ценными бумагами в рамках сектора RTS Global — результата не видно. Что выйдет в этот раз? Вдруг управляющим поможет наличие союзника в лице Московской биржи. Ей бы тоже кусочек аппетитного мирового пирога под названием «рынок ETF» — надо же как-то оправдывать обещания, раздававшиеся перед IPO.
Олег Мальцев
01.04.2013