пиф: от идеи до реализации

Специальная программа

Аутсорсинг УК ПИФ
Учет, кадры, ПОД/ФТ и пр. в руках у профессионалов, которые не заболеют, не уволятся и не уйдут в отпуск

Контролер управляющей компании ПИФ

К работникам управляющей компании, занимающим определенные должности, в соответствии с законодательством Российской Федерации предъявляются различные требования. В основном они касаются квалификации и деловой репутации, при этом имеется ряд особенностей. Помимо требований к самим работникам, по отдельным должностям установлены особые требования по вопросам подчинения, совмещения должностей, функционалу и пр.

В данной статье будут рассмотрены требования, предъявляемые к контролеру управляющей компании, вопросы его назначения, подчинения и другие особенности, связанные с должностью контролера.

Вопросы назначения контролера на должность (освобождения от должности) и подчинения

Как известно, управляющая компания обязана организовать внутренний контроль за соответствием своей деятельности, осуществляемой на основании лицензии, требованиям федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России, правилам доверительного управления ПИФ, иным договорам, заключенным УК при осуществлении указанной деятельности, а также учредительным документам и внутренним документам управляющей компании. Для этого в УК (и каждом из ее филиалов) должно быть назначено должностное лицо, отвечающее за осуществление такого внутреннего контроля (контролер) или сформировано структурное подразделение - служба внутреннего контроля под руководством руководителя службы внутреннего контроля (требования к контролеру и руководителю службы внутреннего контроля идентичны). Основные функции контролера, его права и обязанности зафиксированы в пп. 5.7 – 5.9 Постановления ФКЦБ РФ от 18.02.2004 N 04-5/пс (среди них: обеспечение соблюдения требований положения о внутреннем контроле; рассмотрение поступающих в управляющую компанию обращений, заявлений, жалоб; выявление нарушений, контроль их устранения и соблюдение мер по предупреждению аналогичных нарушений и пр.)

Федеральным законом от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (далее - Закон об инвестиционных фондах) установлено, что контролер назначается на должность и освобождается от должности на основании решения совета директоров (наблюдательного совета), а при его отсутствии решения общего собрания акционеров (участников) управляющей компании. Таким образом, в уставе управляющей компании, вопрос назначения (освобождения) контролера должен быть отнесен к компетенции соответствующего органа. Работа в управляющей компании для контролера должна быть основным местом его работы.

Следует учитывать, что кандидата на должность контролера до его назначения необходимо согласовать с Банком России. Перечень документов и сведений о кандидате, порядок их направления в Банк России установлены Положением Банка России от 27.12.2017 № 625- П. Рассмотрение кандидатуры осуществляется в течение 30 дней с даты получения Банком России документов, далее дается либо согласие на его назначение либо мотивированный отказ (допускается в случае несоответствия кандидата квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации или в случае представления неполных или недостоверных сведений). Согласие может быть реализовано УК не позднее шести месяцев со дня его выдачи.

Контролер подотчетен совету директоров (наблюдательному совету) или общему собранию акционеров (участников) управляющей компании. Это необходимо учитывать при разработке внутренних документов управляющей компании, затрагивающих вопросы подчинения работников, в том числе должностной инструкции контролера (при ее наличии), заключении трудового договора с контролером.

Требования, предъявляемые к контролеру

К контролеру управляющей компании предъявляются следующие требования:

  • наличие положительной деловой репутации. Основные условия несоответствия требованиям к деловой репутации  перечислены в п. 9 ст. 38 Закона об инвестиционных фондах, среди них, например: неснятая или непогашенная судимость за совершение умышленного преступления; дисквалификация лица, срок которой не истек; наличие факта расторжения с лицом трудового договора по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным пунктами 7 или 7.1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации; установление Банком России факта осуществления лицом действий, относящихся к неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком; наличие факта подписания лицом, являвшимся руководителем аудиторской организации или уполномоченным им лицом либо индивидуальным аудитором, аудиторского заключения, признанного решением суда заведомо ложным (*почти все указанные выше условия не применяются по истечении определенных Законом об инвестиционных фондах сроков) и пр. В качестве дополнительных - условия, перечисленные в п. 3.2, п. 5.5 Приказа ФСФР России от 28.01.2010 N 10-4/пз-н;
  • соответствие требованиям к квалификации.

Требования к квалификации рассмотрим более подробно. К ним относится:

  • наличие высшего профессионального образования;
  • соответствующая квалификация. В Законе об инвестиционных фондах и подзаконных нормативных актах содержится требование о необходимости наличия у контролера УК квалификационного аттестата специалиста финансового рынка по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами. Тем не менее оно не может быть применимо в силу следующего. С 1 июля 2019 года в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» вместо аттестации специалистов финансового рынка установлен новый порядок оценки их квалификации - независимая оценка квалификации. Такая оценка  проводится в форме профессионального экзамена  в соответствии в профессиональными стандартами, которые по УК  на текущий момент еще не приняты, также пока еще отсутствует ожидаемый нормативный акт Банка России по новым требованиям к квалификации сотрудников УК. До вступления их в силу, насколько известно, Банк России дает согласие на назначение контролером кандидата, у которого отсутствует квалификационный аттестат и который не прошел независимую оценку квалификации;
  • опыт работы в организациях, осуществлявших деятельность на финансовом рынке, общей продолжительностью не менее 1 года в должности не ниже должности специалиста организации, осуществляющей деятельность на финансовом рынке. При этом:
  1. под организациями, осуществляющими деятельность на финансовом рынке, понимаются профучастники, организации, осуществляющие деятельность: по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами; деятельность специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов; деятельность негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию; деятельность акционерного инвестиционного фонда, за исключением случая передачи полномочий единоличного исполнительного органа акционерного инвестиционного фонда управляющей компании.
  2. имеется ввиду не любой специалист финансовой организации, а работник, который в соответствии со своими должностными обязанностями, непосредственно связанными с осуществлением деятельности на финансовом рынке, выполняет в том числе какие-либо из функций, перечисленных в п. 3 Приложения № 1 к Положению о специалистах финансового рынка, утвержденному Приказом ФСФР России от 28.01.2010 N 10-4/пз-н.

Помимо вышеперечисленного следует учитывать, что лицо, осуществляющее функции контролера, не вправе исполнять должностные обязанности, не связанные с исполнением функций внутреннего контроля (за исключением управления рисками), в том числе контролер не может быть одновременно единоличным исполнительным органом управляющей компании. Особенности совмещения функций ответственного сотрудника будут рассмотрены ниже.

Вопросы осуществления контролером УК специального контроля

Наряду с внутреннем контролем для управляющих компаний обязателен к осуществлению так называемый, «специальный контроль», т.е. внутренний контроль, осуществляемый в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ). Для осуществления указанного контроля в управляющей компании, в том числе, утверждаются Правила внутреннего контроля, осуществляемого в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения и назначается специальное должностное лицо, ответственное за реализацию указанных правил (ответственный сотрудник).

В управляющих компаниях, соответствующих критериям отнесения к малым предприятиям и микропредприятиям исходя из среднесписочной численности работников и полученного от осуществления предпринимательской деятельности дохода, контролер может выполнять функции ответственного сотрудника.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в том числе с учетом требований Указания Банка России от 05.12.2014 № 3470-У, ответственный сотрудник управляющей компании,  являющейся малым предприятием или микропредприятием, должен удовлетворять указанным ниже требованиям:

  • иметь положительную деловую репутацию. Основные условия несоответствия требований к деловой репутации, как и для контролера, перечислены в п. 9 ст. 38 Закона об инвестиционных фондах, но для ответственного сотрудника есть ряд исключений. В качестве дополнительных - условия, перечисленные в абз. 2 п. 10 Указания Банка России от 05.12.2014 № 3470-У;
  • иметь высшее юридическое или экономическое образование и опыт работы в сфере ПОД/ФТ не менее одного года, а при отсутствии высшего образования - образование не ниже среднего профессионального и опыт работы в сфере ПОД/ФТ не менее двух лет.

Ответственный сотрудник УК, которая не соответствует критериям отнесения к малым предприятиям и микропредприятиям, не может совмещать свою деятельность с функциями контролера, есть отличия и в квалификационных требованиях по сравнению с требованиями к ответственным сотрудникам малых и микропредприятий.

До начала осуществления своих функций, ответственный сотрудник должен пройти обучение в форме целевого (внепланового) инструктажа. Затем, не реже одного раза в календарный год, проходить повышение квалификации (плановый инструктаж). Помимо этого он должен обучаться в процессе осуществления своих функций при выходе новых нормативных правовых актов по ПОД/ФТ и в других установленных случаях, а также обучать работников управляющей компании. Требования к порядку и срокам такого обучения установлены Указанием Банка России от 05.12.2014 N 3471-У.

Таким образом, при приеме контролера в штат управляющей компании следует принять во внимание вышеперечисленные требования и особенности, в том числе продолжительность самого процесса приема, учитывая необходимость проверки соответствия его установленным требованиям, получения согласия от Банка России, созыва и проведения заседания совета директоров / собрания акционеров (участников) управляющей компании. Возложить на контролера функций ответственного сотрудника возможно только если управляющая компания относится к малым и микропредприятиям, при этом необходимо учитывать дополнительные требования, предъявляемые к ответственному сотруднику УК.


01.09.2020

Темы статьи:

Управляющая компания ПИФ
Кадры УК

Еще по темам: