Полгода мегарегулятора: как его работа влияет на финансовый рынок
РБК Daily 18.03.2014«Нас спросили, чего мы хотим. Такое на финансовом рынке было впервые», — так участники финансового рынка отреагировали на просьбу мегарегулятора составить для него KPI. В октябре прошлого года Банк России предупредил, что надзор и регулирование ужесточатся — это нужно для того, чтобы завоевать доверие населения и создать ресурс длинных денег.
Участники рынка готовили свои предложения Банку России несколько месяцев: разделились на девять рабочих групп (по секторам рынка), скрупулезно записали все проблемы, накопившиеся за последние годы, и обозначили целевые показатели. Получилось «202 добрых дела» для мегарегулятора. KPI презентовали на ежегодной стратегической сессии рабочей группы по созданию Международного финансового центра (впрочем, главе Службы Банка России по финансовым рынкам (СБРФР) Сергею Швецову показали список заранее). Негосударственные пенсионные фонды просили вмешаться в ход реформы, страховщики — ввести электронные полисы ОСАГО, брокеры — налоговое стимулирование для физлиц и все — очистить рынок от недобросовестных участников.
«Я услышал, что рынок хочет стать прозрачным. Это главное, — сказал Сергей Швецов по итогам встречи. — Важно, что эта идея созрела внутри самого рынка. Есть спрос на качественный надзор. Точно такой же KPI поставил нам президент. Нам повезло, что рынок и начальство хотят одного и того же».
Обещать выполнить все пожелания глава Службы по финансовым рынкам не стал. «Мы объявим, что мы принимаем в качестве собственных обязательств, что мы будем вынуждены оставить за скобками, а с чем категорически не согласны», — сказал он. Парадоксально, но после переработки Банком России сводная таблица планируемых к реализации мер стала насчитывать 233 предложения по нормотворчеству во всех сферах финансового рынка.
В марте 2014 года Служба Банка России по финансовым рынкам, созданная на первом этапе объединения и заработавшая 1 сентября 2013 года, перестала существовать. Полгода назад была ликвидирована Федеральная служба по финансовым рынкам — надзорный орган, отвечавший за некредитные организации. Изначально предполагалось, что СБРФР как отдельная служба в структуре ЦБ проживет дольше, однако совет директоров Банка России в начале декабря прошлого года объявил, что «полная интеграция» необходима.
В отношении финансового сектора мегарегулятор обозначил три направления деятельности: регулирование и надзор, развитие финансового рынка, защита прав потребителей. Ранее регулятор не отвечал за развитие рынков. «Защита прав потребителей — тоже не близкая тема ЦБ до образования мегарегулятора. Он о ней слышал, но никогда в этом не участвовал», — поясняет сотрудник ЦБ.
Очередной этап реорганизации и создание новой структуры во многом обусловлены необходимостью разделить эти три элемента работы. «Зачастую эти функции находятся в противоречии. Очень сложно одними и теми же руками устанавливать правила по риск-менеджменту в компании и одновременно с этим пытаться развить рынок: первые правила должны быть консервативными, вторые — либеральными», — объясняет собеседник РБК daily.
Капитал страховщиков
То, что надзор нового регулятора в отношении страховых компаний станет жестким, стало понятно задолго до начала его работы. Еще будучи помощником президента, Эльвира Набиуллина, которая сегодня возглавляет Банк России, лоббировала распространение на страхование закона «О защите прав потребителей».
Когда в ноябре прошлого года ЦБ отозвал лицензию у СК «Россия», страховщики убедились, что поблажек не будет ни для кого. «Лишить лицензии компанию следовало много лет назад. Она билась в агонии и выпрашивала право на жизнь у ФСФР. Вероятно, там предпочитали не связываться, а у ЦБ хватило духу закрыть крупного страховщика», — говорит один из представителей страховой отрасли. Российский союз автостраховщиков (РСА) оценил суммарный объем выплат по обязательствам обанкротившегося ОСАО «Россия» в 2,2 млрд руб.
«На финансовом рынке мы хотим добиться того уровня регулирования и надзора, который уже есть в банковском секторе», — признают собеседники РБК daily в ЦБ. Так, по их словам, в отношении страховщиков давно пора внедрять элементы риск-ориентированного надзора. «Если мы посмотрим на те механизмы, которые использовала ФСФР, то заметим, что много сделано в области compliance, то есть в области формального соблюдения правил и раскрытия информации. В страховой отрасли надзор фактически заключался в работе с жалобами клиентов. А на вопросы о качестве капитала, местах размещения и достаточности резервов четких ответов нет», — поясняет один из источников.
Некоторые ограничения уже появились. Например, в последней редакции приказа Банка России о структуре и порядке размещения страховых резервов прописан запрет на векселя. «Компаниям дан сигнал о том, что пора задуматься и о качестве капитала. Мы знаем, что страховщики его приняли. Позже будет проверка», — рассказывает источник в Банке России. Кроме того, за топ-100 страховщиков будут следить кураторы, как в банковском секторе.
Параллельно с этим идет работа по развитию новых видов страхования и устранения проблем в существующих, главной из которых несомненно является ОСАГО. Поправки к закону об ОСАГО пишут с привлечением представителей ЦБ. Они уверены в необходимости увеличения лимитов выплат по ущербу (более чем в три раза), распространения безлимитного европротокола (то есть возможность оформления ДТП без сотрудников ГИБДД); кроме того, они анализируют целесообразность повышения тарифа этого вида страхования.
И страховщики, и сотрудники ЦБ ожидают существенного сокращения рынка. «По неофициальным данным, которыми с нами делится регулятор, из 470 компаний, у которых есть лицензия, не более 260 ведут активную страховую деятельность», — говорил ранее РБК daily президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс, добавляя, что это и есть потенциал сокращения. За последние шесть месяцев число страховщиков сократилось на 23 компании.
Ясность в пенсии
Пенсионная история для Банка России началась в кульминационный момент реформы. «Он включился в реформу на последнем этапе — за полтора-два месяца до принятия пакета законопроектов Думой. Его позиция действительно была независимой и взвешенной. Почти все из предложений были поддержаны, без изменений осталась только отмена заморозки накоплений на 2014 год», — говорит президент НПФ Сбербанка Галина Морозова. Так, вмешательство ЦБ в принятие пакета пенсионных законопроектов фактически избавило НПФ от ежегодных переходов клиентов из фонда в фонд (теперь застрахованный имеет право менять фонд ежегодно, однако при этом инвестиционные риски он принимает на себя; на НПФ риски лежат только в том случае, если клиент не переходит более пяти лет).
Долгие споры вокруг пенсионной реформы прошли мимо Банка России (ни регулирование рынка НПФ, ни тем более его развитие не входили в обязанности ЦБ), зато устранять последствия от принятого в спешке закона придется именно регулятору — разъяснять процедуры акционирования и вступления в систему гарантирования. «В законе, переписанном за одну ночь, содержится масса противоречий и не определен точный порядок действий при акционировании. Для однозначности трактовки закона нужен регламент, где будет прописано, как должна быть составлена та или иная бумага, сколько подписей должно стоять и какого объема должна быть папка подаваемых документов», — говорит глава одного из фондов. На последнем совещании у вице-премьера Игоря Шувалова представители ЦБ заверили участников рынка, что уже в ближайшее время выпустят разъяснения (см. РБК daily от 24.02.14). Причем требования для вступления в систему гарантирования накоплений сотрудники Банка России пообещали сделать «предельно жесткими». В качестве награды за прохождение испытаний НПФ получат под управление замороженные пенсионные накопления за конец 2013 года — отмашка будет дана сразу же после вступления в реестр фондов в системе гарантирования.
Участники пенсионного рынка рассказывают, что встречи с представителями нового регулятора стали продуктивней. «Разговоров было много и раньше (при ФСФР. — РБК daily), но теперь мы видим от них результат», — говорит представитель рынка НПФ, приводя в пример перенос сроков по МСФО (планируется, что по международному стандарту фондам придется отчитываться только в 2016 году, а не на год раньше, как предполагалось; об этом просили НПФ).
УК борются за репутацию
У управляющих компаний есть своя история о новом регуляторе: им пришлось менять представление ЦБ об отрасли. В октябре на площадке МФЦ Сергей Швецов заявил, что сектор коллективных инвестиций является наиболее проблемным. Причина — наличие закрытых паевых фондов (ЗПИФ). Их Швецов назвал инструментом «для рисования балансов», добавив, что «саморегулирование на этом рынке смотрит спокойно на использование серых схем».
«Отрасли придется оправдываться. Отрасль ждут глубокие реформы, направленные на устранение криминальных практик», — добавил он.
Управляющие компании так и не поняли, почему на всей отрасли был прилюдно поставлен крест, тогда как многие УК вообще не занимаются ЗПИФами. «Восстанавливать репутацию в глазах регулятора и доказывать, что нельзя всех под одну гребенку, нам пришлось позже на совещании ЦБ с участниками рынка. Отношение к нам поменялось, но не сразу», — рассказывает участник той встречи.
Управляющие компании Банк России так же, как и других участников рынка, собирается поставить в жесткие рамки: к примеру, недавно он объяснил им, как отслеживать подозрительных клиентов. В конце прошлого года регулятор потребовал от УК предоставить правила внутреннего контроля, чтобы проверить, как те исполняют требования антиотмывочного законодательства. После проверки ЦБ усмотрел в этих правилах «общие места» и «размытые формулировки» и рекомендовал привести документы в соответствие с полученным письмом. «Регулятора, как и во всем, интересует не формальный подход к исполнению требований закона, а конкретный механизм и процедура реализации мер», — рассказывает гендиректор УК «Альфа-Капитал» Ирина Кривошеева.
Прежний надзор
Остальные участники финансового рынка существенных изменений пока не заметили. «Руки еще не дошли», — отшучиваются в Банке России. Предыдущие полгода были сложными для ЦБ — пришлось много сил тратить на собственную реорганизацию, поэтому успевали браться только за самые неотложные дела.
Профучастники рынка ценных бумаг опасаются, что новый регулятор будет подгонять надзор за финрынками под банковский стандарт. «Удивительно, что по этому поводу на рынке паникуют. Мы ведь понимаем особенности сектора», — изумляется представитель ЦБ. «Если страховые компании, УК и НПФ хорошо поддаются риск-ориентированному надзору, то брокеры, дилеры, профучастники осуществляют во многом венчурный бизнес, высокорисковый (он предполагает, что стратегия может привести к большой выгоде или не меньшим потерям)», — поясняет он, добавляя, что к таким компаниям по-прежнему будут применяться поведенческие принципы надзора.
Приоритеты Банка России по регулированию и развитию финансового рынка:
Консолидированный надзор. По словам источников в ЦБ, синергия есть уже и сегодня. В частности, когда у банков отзывали лицензии, СБРФР анализировала, какие последствия могут быть для связанных с этими кредитными организациями компаний. Когда появится единая база данных, такая работа будет проводиться в автоматическом режиме.
Принятие единого закона о банкротстве. Сегодня существует базовый закон «О несостоятельности», где прописана процедура банкротства для всех юридических лиц, и отдельный закон «О несостоятельности кредитных организаций». Важным аспектом работы станет разработка механизма санации и банкротства инфраструктурных объектов (например, биржи). «Их работа должна быть непрерывной. Приостановка может оказаться убийственной для рынка», — говорит источник РБК daily. Переработаны будут и нормы для других участников рынка. Например, планируется разрешить вхождение временной администрации на более раннем этапе финансовой нестабильности.
Внедрение института саморегулирования. Несмотря на то что СРО существуют почти во всех сегментах финрынка, представители Банка России говорят именно о «внедрении» института. «В существующем виде он нас категорически не устраивает. Не выполнено ключевое условие — обязательное членство, которое дает возможность требовать соблюдения стандартов», — поясняют собеседники РБК daily. Вопрос, по которому Банк России никак не может договориться с рынком, — обязательное согласование бюджета СРО и ее руководителя. Участники рынка полагают, что при таких параметрах это будет уже не СРО, а департамент ЦБ. «Мы должны понимать, что у организации хватит денег, чтобы нанять высококвалифицированных специалистов для проверок компаний», — обосновывают в ЦБ.
10 декабря 2013 года в Центральном аппарате ЦБ создано девять подразделений, отвечающих за финансовые рынки. После ликвидации Службы Банка России по финансовым рынкам ее сотрудники перешли в эти департаменты и управления. На момент написания статьи официально Банк России сообщил о назначении семи глав департаментов — Филиппа Габуния, Елены Чайковской, Ларисы Селютиной, Елены Курицыной, Игоря Жука, Валерия Ляха и Михаила Мамуты (см. схему).
По словам представителя СБРФР, 95% сотрудников Службы перешли при реорганизации в Банк России. Несмотря на это, структура испытывает кадровый дефицит. Известно, что ЦБ ищет новых сотрудников среди представителей рынка.
Екатерина Метелица
18.03.2014