пиф: от идеи до реализации

Специальная программа

Проверка УК ПИФ
253 вопроса о соблюдении УК нормативных требований – лучший способ оценки административного риска

Федеральный закон от 02.07.2021 N 359-ФЗ (изменения в закон об аудите; признание УК общественно значимыми организациями для целей проведения аудита и пр.)

Федеральный закон от 02.07.2021 N 359-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"

01.01.2022г. / 01.07.2022г. вступает в силу Федеральный закон от 02.07.2021 N 359-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (изменения в закон об аудите; признание УК общественно значимыми организациями для целей проведения аудита и пр.)

Основные изменения вносятся в Федеральный закон от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»:
1) устанавливается, что обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности теперь может проводиться только аудиторскими организациями;

2) аудиторская деятельность должна будет осуществляться в соответствии со стандартами аудиторской деятельности и требованиями, установленными Банком России и СРО аудиторов. При этом под стандартами аудиторской деятельности понимаются международные стандарты аудита, принимаемые Международной федерацией бухгалтеров и признанные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3) корректируется состав информации о проведении обязательного аудита, которая подлежит внесению в ЕФРСФДЮЛ;

4) закон об аудите дополняется положениями об особенностях оказания аудиторских услуг общественно значимым организациям. Определяется, какие организации будут относится к общественно значимым организациям:

  • ПАО;
  • организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, а также организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых включается в проспект ценных бумаг;
  • кредитные организации, головные кредитные организации банковских групп, головные организации банковских холдингов;
  • страховые организации, общества взаимного страхования;
  • организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй, клиринговые организации, организаторы торговли, негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
  • государственные корпорации, государственные компании, публично-правовые компании;
  • организации, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов;
  • иные организации, которые представляют и (или) раскрывают отчетность в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».

Аудиторские услуги общественно значимым организациям вправе оказывать только аудиторские организации, сведения о которых внесены в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (реестр будет вести федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере). Дополнительное требование устанавливается для аудиторских организаций общественно значимых организаций на финансовом рынке, они должны быть включены еще в один реестр - реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям на финансовом рынке (этот реестр будет вести Банк России).
Указанные в настоящем абзаце требования применяются:

  • в отношении услуги по проведению аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций - начиная с аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2023 год;
  • в отношении сопутствующих аудиту услуг, оказываемых общественно значимым организациям, - начиная с 1 января 2023 года.

Для включения в перечисленные выше реестры аудиторская организация должна подтвердить свое соответствие установленным требованиям (к штату работников, опыту и пр.). Определяется порядок ведения таких реестров, в том числе основания для исключения информации об аудиторской организации из реестра.

Теперь договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимой организации можно будет заключить только с аудиторской организацией, определенной по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса. Требования к такому конкурсу могут быть установлены Минфином России совместно с Банком России. Законом установлено, что общественно значимые организации обязаны провести первичный открытый конкурс не позднее пяти лет со дня вступления в силу анализируемого закона (т.е. не позднее 01.01.2027 г.).

Помимо вышесказанного, закон устанавливает обязательные требования и к руководителю аудита общественно значимой организации (образование, опыт и пр.).

Надзор за деятельностью аудиторских организаций на финансовом рынке в части оказания ими аудиторских услуг общественно значимым организациям на финансовом рынке будет осуществляться Банком России.

Устанавливается, что аудиторская организация на финансовом рынке вправе запросить у Банка России необходимую для проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций информацию:

  • о фактах несоблюдения аудируемым лицом значений обязательных нормативов либо требований финансовой устойчивости и платежеспособности, установленных Банком России;
  • о несоответствии систем управления рисками и внутреннего контроля аудируемого лица требованиям Банка России;
  • о фактах, повлекших применение Банком России к аудируемому лицу мер воздействия в соответствии с федеральными законами;
  • о фактах направления Банком России кредитной организации и некредитной финансовой организации требования об осуществлении мер по финансовому оздоровлению в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)»,
    а Банк России, соответственно, обязан представить запрашиваемую информацию, либо в случаях, установленных законом отказать в ее предоставлении.

Банк России, в свою очередь, в целях осуществления контроля и надзора за общественно значимыми организациями, вправе запросить у аудиторской организации, оказывающей услуги такой общественно значимой организации, сведения:

  • о фактах завышения (занижения) такой организацией стоимости активов и обязательств;
  • о фактах несоблюдения такой организацией значений обязательных нормативов либо требований финансовой устойчивости и платежеспособности, установленных Банком России;
  • о системе управления рисками, качестве внутреннего контроля такой организации;
  • о неустранении такой организацией нарушений, выявленных аудиторской организацией при проведении аудита в предшествовавших периодах.
    Аудиторская организация не позднее 20 рабочих дней со дня, следующего за днем получения соответствующего запроса Банка России, обязана в порядке, установленном Банком России, представить запрошенные сведения либо сообщить об их отсутствии.

Аудиторская организация вправе представить Банку России сведения о наличии в деятельности общественно значимой организации, обстоятельств, которые по ее мнению могут быть использованы Банком России для осуществления функций контроля и надзора. Аудиторская организация обязана сообщать в письменной форме об отказе аудируемого лица, являющегося общественно значимой организацией, либо о своем отказе от проведения обязательного аудита в Банк;

5) меняется регулирование квалификационного экзамена аудитора. Проверка квалификации претендента на получение квалификационного аттестата аудитора проводится в форме квалификационного экзамена. Федеральным законом от 2 июля 2021 г. N 359-ФЗ установлено, что порядок проведения квалификационного экзамена устанавливает саморегулируемая организация аудиторов по согласованию с Минфином России.
Аудиторы, имеющие действительные квалификационные аттестаты аудитора, выданные в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности", по-прежнему вправе участвовать в аудиторской деятельности (осуществлять аудиторскую деятельность) в соответствии с типом имеющегося у них квалификационного аттестата аудитора, за исключением участия в проведении обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций.
Как сообщает Минфин России в своем Информационном сообщении от 09.07.2021 N ИС-аудит-46/4 "Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии", данная норма означает, что аудиторы со "старыми" аттестатами могут продолжать участвовать в аудиторской деятельности в качестве работников аудиторских организаций или в качестве индивидуальных аудиторов при оказании аудиторских и прочих связанных с ними услуг. Исключение составляют лишь услуги по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций. При оказании последних аудитор со "старым" аттестатом не может исполнять полномочия аудитора, но может выполнять иные функции в составе аудиторской группы.

6) корректируются требования к форме, содержанию и порядку представления аудиторского заключения. За Банком России закрепляется право устанавливать дополнительные требования к раскрытию в АЗ результатов исполнения аудиторской организацией на финансовом рынке обязанностей, возложенных на нее другими федеральными законами. Банк России также будет вправе признать аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности отдельных общественно значимых организаций, ненадлежащим, в обстоятельствах согласно стандартам аудиторской деятельности;

7) корректируются требования к внешнему контролю деятельности аудиторских организаций, аудиторов, осуществляемому саморегулируемой организацией аудиторов и уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору (в отношении аудиторских заключений о бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций). Как уж выше отмечалось, вводятся положения о надзоре Банком России за деятельностью аудиторских организаций на финансовом рынке. При этом устанавливается, что при осуществлении Банком России такого надзора аудиторские организации обязаны представлять ему необходимые документы и информацию;

8) корректируются положения о СРО аудиторов: порядке присвоения и прекращения такого статуса; ее обязанностях, в том числе уведомлениях Банка России (например, в случае выявления нарушений в деятельности аудиторской организации); требованиях к ее документам, органам, в том числе к комитету аудиторских организаций на финансовом рынке и пр.
Устанавливается, какие действия необходимо осуществить некоммерческой организации, сведения о которой внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов по состоянию на 31 декабря 2021 года, в целях присвоении ей статуса саморегулируемой организации аудиторов. А также определено какие права есть у аудиторских организаций и аудиторов, являющихся по состоянию на 31 декабря 2021 года членами некоммерческой организации (сведения о которой внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов по состоянию на 31 декабря 2021 года) в связи с новыми требованиями о необходимости их участия в СРО аудиторов, и в какие сроки они должны предпринять действия для внесения о них сведений в реестр аудиторов и аудиторских организаций СРО аудиторов.

Вносятся изменения в Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Корректируются положения о функциях Банка России. В частности, закрепляются его полномочия по регулированию, контролю и надзору в сфере оказания профессиональных услуг на финансовом рынке. При этом устанавливается, что к лицам, оказывающим профессиональные услуги на финансовом рынке, относятся: бюро кредитных историй; лица, осуществляющие актуарную деятельность; кредитные рейтинговые агентства; аудиторские организации, оказывающие услуги общественно значимым организациям на финансовом рынке. Как отмечалось выше, Банк России будет осуществлять ведение базы данных о таких лицах.

Вносятся изменения в Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". Определено, что в случаях, установленных федеральными законами, в некредитных финансовых организациях главный бухгалтер (лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета) должен соответствовать требованиям, установленным законами, регулирующими деятельность таких организаций, и принятыми в соответствии с ними нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

Анализируемым законом предусматривается поэтапное введение отдельных требований (например, на период до 1 июля 2025 года установлены особенности внесения сведений об аудиторских организациях в реестр, ведение которого будет осуществлять Банк России), но основная часть изменений вступает в силу с 01.01.2022.


02.07.2021

Темы статьи:

Функционирование ПИФ
Аудит ПИФ
Тенденции
Законотворчество

Еще по темам: